Как помочь ребёнку стать внимательным

Уважаемые родители!

 Помните, что ВНИМАНИЕ – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. У детей пяти - семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.  Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей:

- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих детей, заключается в следующем:

- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Третья подсказка для родителей:

- Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Четвертая подсказка для родителей:

- Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Пятая подсказка для родителей:

- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

 Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

-  Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

-  В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.

-  Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

-  Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

- Приучайте своего ребенка замечать изменения на улице, быть внимательным, запоминать, сравнивать, что было вчера, а что сегодня.

-  Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

-  Так же совместно с ним возьмите лист бумаги и карандаши – нарисуйте все, что вы заметили вокруг себя. По желанию ребенка можете заняться лепкой, конструированием, во время занятий у ребенка идет развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.

-  Играйте в домино, лото, шашки, выкладывайте из мозаики по образцу. Выкладывайте из палочек, спичек фигурки, предметы, узоры по образцу.

-  Развивая внимание ребёнка,  не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

- Все зависит от Вас. Ваши знания и совместная деятельность помогут ребенку понимать происходящее и находить ответы на свои вопросы. Поддержите его своим общением, и он будет видеть мир другими глазами.  Тем самым Ваш ребенок постепенно будет развиваться и на конечном этапе сформируется личность в целом.

Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов!

 

Игры и игровые упражнения на развитие внимания

Игра «Повтори быстро».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произноси слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»
– Ну, начали! Повторите – «стол». Играющие говорят: «Стол».
– Повторите – «окно». Играющие говорят: «Окно».
– Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т.д.

Игра «Построй в темноте».(можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10 – 20 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг Другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игра «Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они  тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.

Наблюдение за облаками, плывущими по небу

Ребёнок называет, на что похоже облако, во что оно превратилось.

 Не пропусти растение

Дети внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Когда среди слов встретится название растения, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова могут быть такие: дорога, тигр, берёза, самолёт, клён, кукла, ромашка, гриб, школа, пшеница, дом и т. д.

Вариант игры: «Не пропусти профессию». Слова: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч …

 

Желаем удачи!!!

Подготовила:

Педагог-психолог

Булат А.С.