Составляем и отгадываем загадки!

Составляем и отгадываем загадки всей семьёй!

Рекомендации по организации художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.

        Многие родители считают, что если ребенок  посещает детский сад,  то развитие и обучение  должны полностью обеспечить сотрудники детского сада.  Но опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учреждение не может полностью заменить семейное воспитание.        Естественность семейной жизни, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценнейшие возможности в воспитании и образовании детей.

        Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передаётся от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально действенных способов – живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания практического научения, уважения предков и их обычаев.

       В наше время у детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, компьютерные игры, телевизоры. Но с каждым годом появляется все больше детей с различными речевыми нарушениями, у многих недостаточный словарный запас. Дети не могут описать картину, составить рассказ по серии картинок. В чём же причина? Плохая экология, вредные привычки родителей, родовые травмы или болезнь матери во время беременности? А, возможно, причина в излишнем увлечении современных детей  компьютерами и телефонами - ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с нами, взрослыми. Безусловно, для правильного развития речи ребенка необходимо общение со сверстниками. Но главным для развития речевой культуры является только взрослый. Поэтому очень важно то, как общаются с детьми взрослые, как и о чем они с ними разговаривают.  

       Больше общайтесь со своими детьми, читайте им сказки, заучивайте стихи, пойте колыбельные на ночь, беседуйте на разные интересные для детей темы. Не оставляйте своих детей наедине с телефонами и компьютером. Посмотрели мультфильм - обсудите его с ребёнком, убедитесь, что Ваш малыш правильно понял содержание. Побуждайте ребёнка говорить. И помните, ребёнка должна окружать живая правильная речь, тогда и сам он научится говорить правильно.

       Есть много способов развития речи детей, и один из них - художественно-речевая деятельность. Она  создает чрезвычайно благоприятные условия для формирования качеств связной речи и является одним из способов самовыражения маленького ребенка. Художественно-речевая деятельность выражается через сюжетосложения, сказочные, игровые диалоги, составление сказок, рассказов, стихов, а также языковые игры, основанные на юмористических произведениях.

        А ещё загадки. Загадки очень интересны и полезны для детей. Вы можете найти загадки о любом предмете, о животных и людях, о природных явлениях и природе в целом, о космосе, музыкальные загадки. А народные загадки - это настоящие мини-произведения искусства.

         Родителям не потребуется много времени, чтобы загадать загадку, а вот польза и удовольствие, которые получит ребенок от этого крохотного четверостишия, огромны. Этим можно заняться и в очереди, чтобы ребёнок не скучал, и в дороге, и на прогулке.      

        Хорошо, если ваш малыш захочет придумать загадку сам, это полезно для развития фантазии, воображения, мышления, речи.

        Алла Александровна Нестеренко разработала таблицы - модели  составлению загадок, Вы можете использовать их для увлекательной игры с Вашим ребёнком.

        Придумайте вместе с ребёнком загадку по модели, помогите малышу «прочитать» свою загадку, запишите её с обратной стороны модели, чтобы не забыть. Пусть ребёнок  загадает её бабушке, старшему брату. Принесите её в детский сад. Мы с удовольствием попробуем отгадать вашу загадку вместе с детьми. Вы удивитесь, как красиво и выразительно ваш ребёнок будет загадывать загадку. Ему не нужно будет напоминать об этом, как при заучивании стихов. Ведь это его загадка, он хочет, чтобы она понравилась. Предложите ребёнку самому нарисовать загадку в таблице. Даже если получится не очень похоже и красиво – не страшно. Это творчество ребёнка, оно не пройдёт без пользы. Подбодрите его, помогите, если нужно.

        Если Вы будете сочинять загадки  систематически, то в результате этой увлекательной игры у Вашего ребёнка возрастёт познавательная активность;

ответы станут нестандартными, раскрепощенными; расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию; расширится и активизируется словарный запас; сформируется умение описывать игрушки, сравнивать их; в речи появятся различные типы словосочетаний и предложений; сформируется диалогическая речь в процессе совместного составления загадок; связная речь станет гораздо более образной и логичной;

произойдёт дальнейшее развитие интереса и любви к художественному слову.

        Кроме того, эта игра положительно скажется на ваших взаимоотношениях с ребёнком. Возможно, он решит, что вы самые замечательные родители на свете. Ведь с вами так интересно.

Источники: http://dou-polov-1.kra.edu54.ru/DswMedia/logoped1.pdf

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd78b4c53a88421306c27_0.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/01/04/problemy-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta

                                                                            Подготовила

                                                                            Демидович И.П.,

                                                                            воспитатель первой категории

Памятка по составлению загадок по моделям

Модель 1. Название частей -  У кого (какого предмета) есть похожие?

        Для этой модели подойдут предметы, у которых есть несколько частей, или живце объекты, у которых можно выделить части тела.

        Спросите, какие есть части у данного животного, предмета и т.д. Пусть ребёнок перечислит. Выберите из них три, характерные именно для этого предмета, объекта. Зарисуйте их схематично  в левую часть таблицы. Затем предлагаем ребёнку подумать, у кого или у какого предмета есть похожие части. Ответы ребёнка  зарисуйте в правую часть таблицы. Теперь соединяем левую и правую графу, вставляя «но не». Получается загадка. Например:

Длинный пушистый хвост, но не лиса.

Есть кисточки, но не ребёнок.

Острые зубки, но не волк (белка).

        Или:

Есть крышка, но не кастрюля.

Есть ножки, но не стул (стол).

Модель 2. Признак объекта -  Что (кто) бывает таким же?

        Для этой модели подойдут загадки, у которых чётко прослеживается форма, цвет и размер.

        Спросите, какого цвета, размера и формы данный предмет. Ответы ребёнка зарисуйте в левую часть таблицы. Затем предложите ребёнку подумать, что ещё бывает такого цвета, размера и формы. Ответы  зарисуйте в правую часть таблицы. Теперь соединяем левую и правую графу, вставляя «но не». Можно вначале вставить обобщающее слово, чтобы  уточнить,  про что ваша загадка. Например:

Эта игрушка голубая, но не облако.

Маленькая, но не машинка.

Квадратная, но не часы (кубик).

Модель 3. Что делает объект? - Что (кто) делает так – же?

Для этой модели подойдут объекты, к которым можно подобрать действие.

        Спросите, что умеет делать данный объект. Выберите из них три, характерные именно для этого объекта. Ответы ребёнка зарисуйте в левую часть таблицы. Затем предложите ребёнку подумать, кто или что ещё делает так же. Ответы ребёнка  зарисуйте в правую часть таблицы. Теперь соединяем левую и правую графу, вставляя «но не». Получается загадка. Например:

Гудит, но не труба.

Едет, но не грузовик.

Стучит, но не экскаватор (паровоз).

Модель 4.На что похож объект? -       Чем отличается?

        Спросите у ребёнка, на что похож объект. Выберите три наиболее характерные для данного объекта ответа и  зарисуйте в левую часть таблицы. Затем предложите ребёнку подумать, чем отличаются эти объекты и зарисуйте ответы ребёнка в правую часть таблицы. Теперь соединяем левую и правую графу, вставляя «но». Получается загадка. Например:

Похож на дверную ручку, но горячий.

Похож на лодку, но нет паруса.

Похож на электрочайник, но чаю не нальёшь (утюг).

Модель 5. Где живёт объект? -  На что похоже жильё?

        Спросите у ребёнка, где живёт выбранный вами объект. Зарисуйте ответы  в левую часть таблицы. Затем предложите ребёнку подумать, на что похоже названное жильё и зарисуйте ответы ребёнка в правую часть таблицы. Теперь составляем загадку, используя только правую часть таблицы. Например: Белка живёт в лесу на дереве в дупле. Лес похож  на большой зелёный  дом, дерево – на великана, а дупло – на карман на одежде великана. Получается загадка:

В большом зелёном доме живёт великан.

У великана есть карман.

В том кармане поселился зверёк.

Кто же это? (белка).

Модель 6. Признак объекта - Что делает объект?

Спросите у ребёнка, какой или каким бывает выбранный объект. Зарисуйте ответы  в левую часть таблицы. Затем спросите, что он может делать, и зарисуйте ответы ребёнка в правую часть таблицы. Теперь соединяем левую и правую графу. Получается загадка. Например:

Открывай тихонько дверь,

В нашем доме страшный зверь:

Быстрый - ловит,

Тихий - спит,

Злой - царапает (кот).

Или:

Горячий гладит,

Холодный стоит (утюг).

Модель 7. Количество  частей - Название частей объекта

        Для этой модели подойдут предметы, у которых есть несколько частей, или живце объекты, у которых можно выделить части тела.

        Спросите, какие есть части у данного животного, предмета и т.д. Пусть ребёнок перечислит. Выберите из них несколько, характерные именно для этого предмета, объекта. Зарисуйте их схематично  в правую часть таблицы. Затем предложите  ребёнку сосчитать количество каждой из частей и запишите цифры в левую часть таблицы. Теперь составляем загадку:

Четыре стенки,

Одно дно,

Много воды,

Много водорослей,

Пять рыб (аквариум).

Модель 8. Название частей - Количество частей - На что похожи?

        Загадки по этой модели составляются так-же, как и по седьмой, но добавляется ещё одна графа. Спросите у ребёнка, на что похожи части объекта и зарисуйте в третью графу таблицы. Теперь составляем загадку, используя только вторую и третью графы  таблицы. Например:

Видим мы весёлый дом,

Пять окошек в доме том,

Нет ни крыши, не дверей,

Много в доме том гостей.

Вместо мебели – трава,

А вокруг травы – волна (аквариум).

Творческих успехов Вам и Вашему малышу!