Консультация лето

Лето с пользой для здоровья

   Лето. Естественные силы природы — воз­дух, солнце и вода — прекрасные сред­ства закаливания, только надо уметь ими пользоваться.

Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковремен­ными, но частыми. Очень важно пра­вильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.

Солнце — тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи унич­тожают болезнетворные микробы, улуч­шают обмен веществ. Но солнце — и очень строгий друг. Длительное пре­бывание на солнце приводит к перегре­ву (тепловой удар), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участ­ков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40 °С.

Пребывание на солнце необходимо дозировать. Нежелательно, чтобы ребе­нок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка-панамка. Наиболее под­ходящее время для загара — первая половина дня.

В жаркий летний день важно пра­вильно одеть ребенка: легкая рубашка (или платье) с коротким рукавом, шорты, шапочка или косынка от солн­ца, легкая обувь — словом, все то, что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям хо­дить босиком. Это очень полезная «процедура», особенно для тех, кто страдает плоскостопием.

Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действуют сразу и вода, и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться. Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время уве­личивается до 20 минут.  

Самая приятная водная процедура — плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладе­вать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей в воду силой. Главное — выдержка и терпение. И еще раз хочется повторить всем известную, а потому часто забываемую истину: будьте осторожны в воде.

Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Ле­то — пора овощей, фруктов, ягод. Бога­тое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необ­ходимыми в рационе детей. По возмож­ности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда.

Чтобы предупредить кишечные ин­фекции, отравления у детей, любые ягоды, фрукты и овощи надо тщатель­но мыть под струёй воды из водопро­вода или в сосуде, где вода меняется несколько раз.

Летом желательно разнообразить меню, на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах.       

    Самый ценный «подарок» для детей во время летнего отдыха — их родите­ли. Ведь осуществляется заветное же­лание ребенка — быть как можно боль­ше с мамой и папой, которые свободны от ежедневных хлопот.

Хорошее настроение, царящее в кру­гу семьи во время отпуска, сбли­жает детей с родителями, а загород­ный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений, посиль­ный труд в огороде и саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.

    Как много может дать совместный отдых и детям, и взрослым! Какие появляются возможности за этот, каза­лось бы, короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах!

   Известный польский пе­дагог Януш Корчак, обращаясь к роди­телям, писал: «...никакая книга, ника­кой врач не заменяет собственной зор­кой мысли и внимательного наблю­дения».

   Интересны и познавательны совмест­ные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к взрослым. К примеру: отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку?  Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? «А действительно, откуда?» — задумы­вается папа. Не всегда родители могут все объяснить. Откровенное признание:

   «Я и сам не знаю, но обязательно узнаю и тебе скажу»,— не роняет их авторитета. А можно найти и другой выход из затруднительного положения:

   «Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.

 Живо и непосредственно восприни­мают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней, научить любить ее и понимать, видеть ее красоту, беречь богатство.

Хорошо, если родители знают назва­ния деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечеб­ных свойствах, показать ядовитые рас­тения, объяснить, почему их нельзя трогать.

Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний. Такие совместные полез­ные дела пробуждают детскую любо­знательность, расширяют кругозор, Вызывают интерес к труду взрослых.

     Природа помогает развивать фанта­зию, творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминаю­щий фигурку какого-то зверя или пти­цы. Если этот природный материал в рюкзаке или в карманах принести до­мой и... открыть «мастерскую»,ребятас удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.

А из шишек, бересты, желудей, репейника забавные игрушки-зверушки можно сделать прямо в лесу, во время отдыха на полянке.

Радость, которую испытывают и де­ти, и взрослые в часы взаимного об­щения, является существенным факто­ром формирования близких, товарище­ских отношений между ними.

Родители учат детей любить и обере­гать зеленого друга, пернатых, домаш­них животных. Тем самым они воспиты­вают подлинную гуманность, которая в дальнейшем приобретает глубокий смысл, становится нравственным ка­чеством, определяет поведение чело­века.

Большаяроль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре. Н. К. Круп­ская считала ее важнее игрушки, так как игра для дошкольников —это и«способ познания окружающего», и труд, и учеба, и «серьезная форма воспитания».

  В игре проявляются интересы детей, черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх, органи­зуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостат­ков: эгоизма, инертности в поведении, для развития чувства коллективизма, активности и любознательности.

 

Подготовила заместитель заведующего

по основной деятельности Черноус О.В.

Игры c детьми в воде  «У голубой воды»

 ПОПЛАВКИ

 Зайди в воду по грудь, сделай глубокий вдох и присядь на дно. Если теперь ты соберешься в комочек: прижмешь голову к коленям, обхватишь ноги руками, ты превратишься в легкий поплавок. Не веришь? Оттолкнись слегка от дна - и всплывай, раскинув руки.

ПО ДНУ НА РУКАХ

 Для этой игры воды должно быть до колена; дно - чистое, дистанция - метров десять. Играть можно по-разному. Сначала станьте на четвереньки и бегите наперегонки; голова поднята над водой. Научились? Теперь посложнее задача: лицо нужно опустить в воду и держать так до финиша. Конечно, сначала надо сделать вдох поглубже: выдохнуть можно в воду, а вот если поднимешь голову над водой - дальше бежать и не стоит, все равно ты уже проиграл. А теперь самое трудное: ноги вытянуть, о дно опираются только руки, голова над водой - марш на руках к финишу!

ДУЙ ВОВСЮ!

 Сейчас тебе придется передвигаться в воде, гоня перед собой воздушный шарик. Не руками, не лбом, а дыханием. Если коснешься шарика - проиграл. Можно плыть, бежать по дну на руках или на четвереньках, как умеешь (или какой уговор будет). Шарики, чтобы не спутать, возьмите разноцветные.

МАЯТНИК

 Эта забава - для троих. Двое, войдя в воду по грудь, становятся друг против друга на расстоянии примерно метра. Третий стоит между ними он исполняет роль маятника, падая боком то в одну, то в другую сторону. А партнеры принимают его поочередно на руки и отталкивают ладонями. Так он качается из стороны в сторону. Когда ему надоест быть маятником, поменяйтесь местами. Наверное, интересно поиграть в эту игру с папой и мамой. 

КАЧЕЛИ ДЛЯ ДВОИХ

 Вода - по пояс. Двое стали друг против друга, взялись за руки и присели, упершись ступнями. Головы у обоих пока над водой. Но вот кто-то из них, вдохнув хорошенько, первым откидывается назад, приседает поглубже. Голова его оказывается в воде, зато он приподнял второго. Теперь черед того делать глубокий вдох и погружаться в воду, вытягивая наверх первого, а то ему дышать нечем. Вот так и раскачиваются они, по очереди исчезая в воде и появляясь из нее. Пока не надоест.

ГИДРОВОЛАН

 Пластмассовый волан в воде не намокает, а вот ракетки, которыми играем в бадминтон, могут испортиться. Поэтому возьмем самодельные: фанерные или из пластмассы. Попробуем перебрасывать друг другу волан, стоя в воде по пояс, по грудь. Оказывается, здесь труднее, чем на лужайке, успеть отразить коварный удар!

ЧЕХАРДА

 В отличие от чехарды на земле, в воде приходится не только перепрыгивать через голову партнера, но и нырять. На неглубоком месте (где вода по пояс) стоят вдоль берега в пяти шагах друг за другом, скажем, трое мальчишек. (Меньше - нельзя, больше - пожалуйста.) Тот, кто стоит последним, оттолкнувшись от дна, перепрыгивает через стоящего впереди, опершись на его плечи (тот пригнулся), а потом, нырнув проплывает  между  ногами  следующего   и  т.д. Тот, кто оказывается теперь сзади, может, в свою очередь, пуститься в путь, как только начавший игру окажется впереди.

С  ТРАМПЛИНА

 Вдвоем вы беретесь за руки так: пальцами правой руки обхватываешь свое же левое запястье, а пальцами левой руки берешься за правое запястье другого. Получается своего рода живой трамплин, с которого может взлететь в воздух третий ваш товарищ. Если хорошенько его подбросить (а он слегка присядет и оттолкнется), он успеет сделать в воздухе кувырок и плюхнется в воду как лягушка! Место, на котором вы устроите забаву, должно быть достаточно глубоким (вода - по грудь), а дно - чистым!

НЕВОД

 Для этой игры народу надо побольше. Посчитались. Кому выпало водить, старается "осалить" убегающих, уплывающих, ныряющих (под водой салить нельзя!). Но одному водить недолго придется: тот, кого "осалили", принимается тоже ловить других. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро - теперь они должны каждого оставшегося взять в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки. И тогда двое ловцов-неудачников выходят из воды на берег. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех - молодец.

 

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Черноус О.В.

 

 

Консультация для родителей

«Чем занять ребенка на прогулке?» 

Многие родители почему-то уверены, что прогулка - это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: "Ну иди же, играй в песочек, дай поговорить!" При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности - на занятия с ребенком.

 А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.

 Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми. 

Учимся читать

 Возможно, вы знакомы с методикой Глена Домана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголоке двора. Напишите на карточках слова "земля", "трава", "дерево", "одуванчик", "шишка", "кора ", "берег " и т. д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры.

 Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", пусть он правильно расставит карточки перед "экспонатами".

 Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: "Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись! " "Вот я пишу: "сосна ", а ты поищи пока, куда ее прикрепить ".

 Трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

 География и астрономия

 Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса.

 Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты.

 Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

 Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно. 

Птицы и насекомые

 Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету, а заодно и вспомнить сказку про Серую Шейку.

 Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.

Математика

 Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие.

 Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб.

 Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).

 Приготовьте сосуды различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда - идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.

Рисование

 Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши. Не часто удается побывать в роли "художников на этюдах".

 Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, - не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.

Подготовила

заместитель заведующего

по основной деятельности Черноус О.В.

 

 Ребенок в отпуске

Летний сезон справедливо рассматривается как наиболее благоприятный для укрепления здоровья и физического развития детей. 

Какие же условия  для этого нужно создать в семье?

1.Соблюдение режима. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни думать; но он резвится и движется целый день и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы». Чередуйте деятельность ребенка, но обязательно соблюдайте ежедневное постоянство важных для здоровья моментов - часы питания, сна, прогулок. Режим дня в детском саду построен с учетом естественных ритмов физиологических процессов детского организма, поэтому для ребенка будет лучше, если дома у него будет тот же режим.

2. Правильное питание. Оптимальный интервал  приемов пищи для дошкольников – не более 4-х часов. За один-два часа до сна желательна чашка   молока или  немного кисломолочного продукта. Не используются в детском питании специи, острые блюда, искусственные пищевые добавки (газированные напитки, жевательная резинка, чипсы, консервированные овощи и фрукты, копчености, майонез, натуральный кофе). Колбасы и яица обязательно отваривают.

Не забывайте, что у каждого ребенка свой аппетит, свой обмен веществ, свой индивидуальный темп развития. Не кормите ребенка насильно. Помните о том, что летняя жара угнетающе действует на желудочно-кишечный тракт, аппетит снижается.

3.Физические упражнения и закаливание. Желательно, чтобы большую часть времени ребенок находился на воздухе (обязательно в головном уборе), затем отдохнуть в тени, а далее можно переходить к купанию или обливанию. Закаливающий эффект обливания будет, если начальная температура +32-30 градусов, через каждые 3-4 дня ее снижают на 1 градус и доводят до 20 градусов. В открытых водоемах начинать купание рекомендуется при температуре воды не ниже 22 градусов и воздуха 26-24 градуса. Продолжительность купания для детей 5-7 лет - до 10 минут.

Надеемся, что эти советы помогут Вам провести летний отпуск с ребенком

с пользой для здоровья.

Подготовила

заместитель заведующего

по основной деятельности

Черноус О.В.

 

Подготовила заместитель заведующего

по основной деятельности  Черноус О.В.